![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Удивительно добрый и умный фильм о человеке и человечности по реальным событиям первых рождественских праздников на Западном фронте Первой Мировой войны.
Отличное начало где, на примере детских стихотворений о Родине, мы видим предпосылки к войне: французский реваншизм, британский джингоизм и вечно германское "Gott strafe England".
Краткое затишье в сочельник после упорных боев с неубранными трупами товарищей на ничейной земле. Война еще не дошла до крайнего ожесточения и отчаяния окопных схваток, потери подчиненных еще отзываются болью в сердцах командиров, солдаты впервые начинают сознавать, что встретят Рождество не дома с близкими, а в промерзших траншеях с осветительными ракетами вместо елочных гирлянд и пристрелянными пулеметными очередями вместо праздничных хлопушек.
Война еще не стала привычным каждодневным адом без надежды на избавление и поэтому так остро чувствуется одиночество в той праздничной атмосфере которая по домашней привычке сходит на всех, несмотря на звания и цвет мундиров.
Французский лейтенант, чья беременная жена осталась на занятой немцами территории; рядовой кайзеровской армии Шпринг, в недавнем прошлом тенор Берлинской оперы и его верная возлюбленная, датчанка Анна Сёренсен, ради встречи с любимым человеком проломившая военно-бюрократическую машину и организовавшая концерт в полевых условиях несколько придурковатому кронпринцу; шотландский санитар Палмер, бывший на гражданке священником - все они станут фундаментом того недолгого ощущения европейского братства, невозможного за час до, и немыслимого двое суток спустя. "Тихая ночь", исполненная Шпрингом в заснеженных траншеях своим товарищам по оружию, будучи слышима в расположенных всего в сотне метров окопах союзников, отзывается внезапным аккомпанементом шотландских волынок - благодаря королеве Виктории и моды на перевод и популяризацию немецких рождественских гимнов. Французов добивает звучащий следом "Adeste fideles" и рождественская елочка в руках немецкого солдата смело шагающего с ней на "ничейную землю". Распитие Тремя лейтенантами шампанского начинает цепную реакцию братания немцев, французов, шотландцев с обменом пайкового шоколада и бутылок с алкоголем, демонстрации фотографий жен и невест, кульминацией же той ночи станет совместная месса под звездным небом.
Особо хочу отметить Диану Крюгер в роли датской певицы. Тема любящей женщины на войне требует особо подхода дабы не казаться слащавой или пошлой, здесь же все получилось просто замечательно. Тревога за любимого, "милые усталые глаза" - сыграно замечательно, естественно. Любовные сцены трогательны и красивы и не кажутся неестественными в ткани фильма.
Трейлер
(no subject)
Date: 2013-12-23 06:45 pm (UTC)Почти что вплавь трясину, топь и слизь
Переходили мы, согнувшись вдвое.
Я ждал, когда прикажут: "Развернись!"
И нас в шеренгу заново построят.
Мы небеса молили лишь о том,
Чтоб путь наш стал хотя бы чуть короче;
Мы в полусне шагали босиком,
Не чувствуя как ноги кровоточат.
Заслышав: "Газы! Парни, шевелись!"
Мы шлемы надевали с тяжким стоном;
Кто не успел - уже не мог спастись,
В тот миг он становился обречённым.
Пусть на моих глазах его стеной
Приливы вод стремительно накрыли,
Он всё равно встаёт передо мной -
Измученным, растерянным, бессильным.
И если б был ты там где норовят
Тебя настигнуть вражеские пули,
И бросил бы один прощальный взгляд
На катафалк, куда его швырнули;
И если б слышал ты жестокий кашель,
Что плоть его ослабшую потряс,
И видел как язык его был страшен,
Покрытый пятнами неизлечимых язв -
Мой друг ты б навсегда поставил крест
На старой лжи на допотопном вздоре,
Что будто: Dulce et decorum est
Pro patria mori.
Автор - поэт Уилфрид Оуэн, погиб на фронте 4 ноября 1918 года